Что Такое Реликварий-Дароносица?

What Is Reliquary Monstrance?

Всякий раз, когда католические и православные верующие проводят молебен или служат мессу вне стен религиозного сооружения, они выносят из церквей и храмов наиболее ценные религиозные артефакты. Долгое время для этих целей используется реликварий-дароносица. Такие предметы занимают самое главное место в католических соборах и православных церквях.

Реликварий-дароносица происходит из Древней Греции от так называемой пиксиды – цилиндрического сосуда, напоминающего кувшин с крышкой. Чаще всего такой сосуд изготовлялся из дерева или самшита. Позже люди стали создавать пиксиды из обожженной глины. Если человек был богат, его пиксида была выполнена из таких драгоценных материалов, как бронза и слоновая кость. Ее стенки покрывали разнообразные, витиеватые узоры, иногда складывавшиеся в определенный сюжет.

В таких цилиндрических шкатулках гречанки хранили различные аксессуары, драгоценные украшения, косметические средства и ароматические соединения. Многие из них были найдены в древнегреческих могилах, так как большинство женщин были похоронены вместе со своими вещами, в том числе и с пиксидами.

В VII веке до нашей эры, благодаря стремительному развитию керамики, форма пиксид изменилась. Они стали большего размера; рисунки, нанесенные на них, стали выглядеть более ярко, особенно с использованием краснофигурной вазописи.

С возникновением христианства и появлением различных церковных таинств, в том числе и обрядов причащения, крещения и помазания, были созданы специальные сосуды и шкатулки, в которые помещались для хранения самые почитаемые христианские реликвии. Это были иконы, крупицы Святой Земли, алтарные кресты, а также просфора, символизирующая плоть Иисуса Христа, и вино, олицетворяющее Его кровь. Такой сосуд назывался реликварий-дароносица, и он всячески украшался.

Обычай сохранения священных предметов и их перемещения за пределы места почитания появился в IV веке. С тех пор этот религиозный обряд обрел гораздо большее значение. В жизни праведных христиан он стал одним из самых важных ритуалов, проводимых вне религиозного учреждения.

Иногда божественные артефакты выносятся вместе с дарохранительницей, иногда используется реликварий-дароносица. Данные сосуды создают из драгоценных металлов, и, обыкновенно, они выполняются в виде миниатюрных храмов. Таким образом, многие дароносицы напоминают собор или церковь – место их постоянного хранения. Кроме того, преобладающее количество первоклассных реликвий, доступных в интернете, также хранится именно в таких изысканных ларцах.

Православные христиане используют эти чудесные сосуды во время крестных ходов для передачи чудотворных мощей страждущим или умирающим. Многие верующие посещают такие шествия с песнопениями и молитвами. Что касается католических дарохранительниц, то они по внешнему виду напоминают римско-католические соборы. В центре этих священных сосудов располагаются украшенные лентами и цветами статуэтки, изображающие Пресвятую Богородицу.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

What Is Reliquary Monstrance?

What Is Reliquary Monstrance?

Whenever Catholic and Orthodox believers hold a mass or prayer service outside the cathedral or church, they take with them the most valuable religious artifacts. In Catholic cathedrals and Orthodox churches, such items are put in a special vessel known as a reliquary monstrance.

An ancient Greek cylindrical vessel resembling a jar with a lid, which was called the Pyxis, served as the prototype for a reliquary monstrance. It was usually made of wood, more often – boxwood. Later, people began to create such vessels from baked clay. If a person was wealthy, their Pyxis was made of such precious materials as bronze and ivory, and decorated with different patterns, sometimes even with paintings.

In such cylindrical boxes, Greek women kept their accessories, valuable jewelry, cosmetic ointments, and aromatic compounds. These vessels were found in many ancient Greek graves because most women were buried with their belongings, including the Pyxis.

In the 7th century BC, due to the development of pottery, the shape of the Pyxis changed. The vessels became larger; the drawings on their sides became livelier and more vibrant, created with the use of a red-figure vase painting.

Specialized vessels and boxes for the storage of the most valuable Christian relics appeared with the birth of Christianity and the advent of the rites of communion, baptism, unction, and other sacraments. They were used for storing icons, particles of the Holy Land, altar crosses, as well as prosphora symbolizing the body of Jesus Christ, and wine symbolizing His blood. Such a vessel was called a reliquary monstrance, and it was decorated in many different ways.

The tradition of preserving the sacred objects, as well as their removal outside the place of worship, appeared in the 4th century. Since that time, this religious ceremony has developed to a large extent. In the lives of the faithful, it has become one of the most important rituals held outside the church.

The divine artifacts are sometimes taken out together with a tabernacle, sometimes – in a special reliquary monstrance. The vessels are manufactured of precious metals and, as a rule, executed in the form of miniature temples. Thus, most of them resemble a cathedral or a church – a place of their permanent storage. Besides, the prevailing number of the first class relics available online are also kept in such exquisite boxes.

The Orthodox Christians use these wonderful vessels for the transfer of the holy remains to the sick or dying during the religious processions. Thousands of believers come to such processions, singing and praying. As for Catholic tabernacles, they are reminiscent of Roman Catholic cathedrals. The figurines depicting the Virgin Mary decorated with ribbons and flowers are placed in the center.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.