Образ Святого Михаила в Христианском Искусстве

Saint Michael iconography

Святой архангел Михаил является частью христианского учения с самых ранних времен. Он считается хранителем Церкви, целителем и защитником справедливости. Вы, наверняка, видели множество изображений святого Михаила, одетого как воин, с мечом и щитом в руках, но задумывались ли вы когда-нибудь, почему он показан именно так? Давайте подробнее рассмотрим образ святого Михаила таким, каким он представлен в христианском искусстве.

Иконография святого Михаила

Согласно религиозным текстам, святой Михаил является главой всех ангелов и верховным главнокомандующим небесного воинства. Он – духовный воин в битве между добром и злом, тот самый, кто победил Люцифера и навсегда изгнал его с небес. Именно поэтому святой Михаил чаще всего изображается в воинских доспехах.

На православных иконах святой Михаил может быть изображен как один, так и со святым Гавриилом и другими ангелами или святыми. Иногда он показан попирающим ногами дьявола, который зачастую представлен в форме дракона. Существуют также варианты религиозных икон святого Михаила, на которых он попирает ногами старика, держа в левой руке «младенца» – образ, представляющий собой душу умирающего человека, ожидающую, когда архангел приведет ее на небеса. В целом, иконография святого Михаила довольно разнообразна, но большинство христианских икон все же показывают его как Архангела Первого луча, то есть предводителя ангелов и хранителя Церкви. Неудивительно, что полицейские, военнослужащие и другие представители сектора правосудия называют Михаила своим святым покровителем.

Saint Michael iconography

Что касается образа святого Михаила в искусстве, то архангела изображают почти так же, как и на религиозных иконах, хотя и в куда более художественной манере. Позвольте представить вам несколько примеров великолепных картин, на которых святой архангел Михаил показан во всем своем великолепии.

  • «Святой Михаил, Побеждающий Сатану» (1518) кисти Рафаэля (коллекция музея Лувр в Париже, Франция)

Saint Michael iconography

  • «Святой Михаил и Падшие Ангелы» (1621-1622) кисти Питера Пауля Рубенса (коллекция музея Старая Пинакотека в Мюнхене, Германия)

Saint Michael iconography

  • «Архангел Михаил Бросает Мятежных Ангелов в Бездну (Падение Мятежных Ангелов)» (ок. 1666) кисти Луки Джордано (коллекция Художественно-исторического музея в Вене, Австрия)

Saint Michael iconography

  • «Святой Михаил Взвешивает Души» (1480-1495) кисти Хуана де ла Абадия Старшего (коллекция Национального музея искусства Каталонии в Барселоне, Испания)

Saint Michael iconography

  • «Три Архангела и Товий» (1470) кисти Франческо Боттичини (коллекция Галереи Уффици во Флоренции, Италия)

Saint Michael iconography

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

Saint Michael Iconography in Christian Art

Saint Michael iconography

Saint Michael the Archangel has been part of Christian teachings since the earliest times. He is considered the guardian of the Church, healer of the sick, and champion of justice. You have probably seen numerous depictions of Saint Michael suited up as a warrior, with a sword and a shield in his hands, but have you ever wondered why it is so? Let’s take a closer look at Saint Michael iconography in Christian art!

Saint Michael iconography

According to religious texts, Saint Michael is the Chief of all Angels and the Supreme Commander of the Heavenly Host. He is a spiritual warrior in the battle between good and evil, the one who defeated Lucifer and removed him from heaven forever, hence the depiction of Saint Michael fully armed.

In Orthodox icons, Saint Michael can be depicted alone or with Saint Gabriel and other angels or saints. Sometimes, he is shown with the devil under his feet, often in the form of a dragon. There are also variations of Saint Michael religious icons that depict him standing on a horizontal body, with a small image of a “baby” in his left hand, which represents the soul of the dead waiting to be escorted by the archangel to heaven. Overall, Saint Michael iconography is diverse, but most of the Christian icons show him as the leader of all angels and the guardian of the Church, serving on the first ray of protection. It is no wonder that police officers, soldiers, and other representatives from the justice sector call Saint Michael their patron saint.

Saint Michael iconography

As for Saint Michael iconography in art, the depictions of the archangel are almost the same as in religious icons, though presented in a more artistic manner. Here are several beautiful examples of paintings showing Saint Michael the Archangel in all his glory.

  • “Saint Michael Vanquishing Satan” (1518) by Raphael (on view at the Louvre in Paris, France)

Saint Michael iconography

  • “St. Michael and Fallen Angels” (1621-1622) by Peter Paul Rubens (on view at the Alte Pinakothek in Munich, Germany)

Saint Michael iconography

  • “Archangel Michael Hurls the Rebellious Angels into the Abyss” (c. 1666) by Luca Giordano (on view at the Kunsthistorisches Museum in Vienna, Austria)

Saint Michael iconography

  • “Saint Michael Weighing Souls” (1480-1495) by Juan de la Abadia ‘The Elder’ (on view at the Museu Nacional d’Art de Catalunya in Barcelona, Spain)

Saint Michael iconography

  • “The Three Archangels and Tobias” (1470) by Francesco Botticini (on view at the Uffizi Gallery in Florence, Italy)

Saint Michael iconography

Contact us

Write to us if you want to buy this product.