Значение Цветов в Восточно-Православной Иконографии

The Nativity of Christ

Восточно-православная иконопись – это религиозное искусство, которое представляет собой видение православной веры, выраженное в образах через линии, символы и цвета. Последние имеют исключительную важность, поскольку они могут заряжать энергией, настраивать на определенное душевное состояние, подбадривать нас и заставлять чувствовать себя спокойно и безопасно. Более того, каждый цвет показывает нам истинное значение событий, изображенных на рукописной иконе. От великолепных византийских икон, наполненных металлическим золотом, до более ярких старинных русских образов – каждая религиозная икона представляет собой идеальное сочетание цветов, играющих не менее важную роль, чем слова.

1. Золотой

Золотой предназначен для Иисуса Христа. Неудивительно, что многие восточно-православные иконы создаются с большим количеством золотых элементов, от нимбов и фона до вставок из чистого золота. Этот яркий цвет символизирует божественную природу и существующий извечно свет Самого Бога. В конце концов, в Божьем царстве не бывает ночи – только лишь вечный день.

2. Голубой

Голубой цвет означает небеса или Царство Божие, которое находится не на земле. Будучи символом другого, вечного мира, он дополнительно показывает бесконечность неба. Кроме того, синий цвет также является цветом Божией Матери и обычно используется, чтобы показать ее небесную природу.

3. Красный

Красный означает жизнь на земле. Это символ живительной энергии, любви, страсти и, конечно же, жертвы Христа. Поскольку это цвет крови, красный символизирует спасительную природу воскресения. Именно поэтому некоторые рукописные иконы имеют красный фон, символизирующий истинное празднование жизни.

4. Зеленый

Зеленый – это цвет вечного обновления, надежды, расцвета, молодости и природы. В восточно-православной иконографии он обычно используется для обозначения начала жизни (например, в сценах Рождества Христова и Благовещения).

5. Белый

Белый означает божественный свет, невинность и святость. Белая одежда на религиозных иконах обычно указывает на людей, которые были честными и добрыми при жизни. Кроме того, белый цвет также используется для изображения мантий ангелов, одеяний покойных и пеленок младенцев.

6. Черный

Будучи символом смерти и зла, черный цвет обычно используется для изображения сатанинских существ, демонов и адской бездны. Однако не думайте, что все монахи в черных одеждах являются воплощением зла. В этом случае черный цвет используется как элемент традиционного одеяния или символ отказа от мирских удовольствий.

7. Фиолетовый

Фиолетовый – цвет членов королевской семьи, который наиболее часто использовался в написании византийских религиозных икон. Он предназначен для того, чтобы показать славу Иисуса Христа и Богоматери.

Стоит также отметить, что единственный цвет, который никогда не используется в православной иконографии, – это серый. Будучи смесью белого и черного, он является символом неопределенности и пустоты. Как вы уже догадались, в излучающем свет мире прекрасных религиозных икон нет места для такого цвета.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

Meaning of Colors in Eastern Orthodox Iconography

The Nativity of Christ

Eastern Orthodox iconography is a theological art that represents a vision of the Orthodox faith expressed in images through lines, symbols, and colors. The last ones are of utmost importance as they can energize, give a certain state of mind, cheer us, and make us feel calm and safe. Moreover, every color shows us the true meaning of events depicted in the hand-painted icon. From magnificent Byzantine religious icons filled with metallic gold to more vibrant antique Russian icons, each religious icon is a perfect combination of colors that have the same substance as words.

1. Gold

Gold is reserved for Jesus Christ. No wonder, many Eastern Orthodox icons have lots of gold elements, from halos and background to pure gold leaf. This brilliant color symbolizes the divine nature and the uncreated light of God Himself. After all, there is no night in God’s kingdom, only eternal day.

2. Blue

Blue stands for heaven or the Kingdom of God that is not on this earth. Being a symbol of another everlasting world, it additionally shows the infiniteness of the sky. Besides, dark blue is also the color of the Mother of God and is usually used in the religious icon paintings to show her heavenly nature.

3. Red

Red signifies life on earth. It is a symbol of life-giving energy, love, passion, and certainly Christ’s sacrifice. Since it is the color of blood, red represents the saving nature of the resurrection. Therefore, some hand-painted icons have a red background to symbolize the true celebration of life.

4. Green

Green is the color of eternal renovation, hope, flowering, youth, and nature. In Eastern Orthodox iconography, it is usually used to denote where life begins (for example, in the scenes of the Nativity of Jesus Christ and the Annunciation).

5. White

White stands for divine light, purity, and holiness. In religious icons, white clothes usually indicate people who were honest and good in life. Besides, white is also used to depict the robes of angels, the shrouds of the dead, and the swaddling clothes of babies.

6. Black

Being a symbol of death and evil, black is usually used to depict satanic beings, demons, and the infernal abyss. However, don’t think that all monks in black robes are an embodiment of evil. In such a case, black is simply used as part of the traditional dress or a symbol for renunciation of secular pleasures.

7. Purple

Purple is the color of royalty, which was most commonly used in the Byzantine religious icons. It is intended to show the glory of Jesus Christ and the Mother of God.

It is also worth noting that the only color that is never used in Eastern Orthodox iconography is gray. Being a mixture of white and black, it has become the symbol of vagueness and emptiness. As you might have already guessed, there is no place for such a color in the radiant world of beautiful religious icons.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.