Характерные Черты Русской Иконописи

The Intercession of the Theotokos

В наши дни русские иконы являются неотъемлемой частью русской культуры, но это не всегда было так. Дело в том, что по целому ряду причин религиозная иконопись в России пропустила Ренессанс и почти все, что было после него. Вы конечно можете найти сегодня современные религиозные иконы со следами стиля модерн, классицизма, рококо или барокко, но большинство русских икон по-прежнему написаны точно так же, как и много веков назад. Скорее всего, это основная причина, по которой они отличаются от западных икон. Так каковы же основные характерные черты русской иконописи?

1. Обрамление иконы

Хотя практика использования металлического оклада для защиты религиозных икон возникла в византийском искусстве, в России она приобрела особый смысл. Такое обрамление, также известное как риза, стало символом света и красоты Божьего мира. Неудивительно, что оно обычно выполнено из посеребренного или золоченого металла и украшено драгоценными и полудрагоценными камнями.

2. Уникальные сюжеты

Восточно-православная иконография отличается множеством биографических икон святых, которые пользуются большой популярностью в России. Более того, многие из них (например, известная икона «Покров Пресвятой Богородицы») не имеют византийских прототипов, что делает такие образы поистине уникальными.

3. Канон

Неважно, идет ли речь о цвете одежды святого, о возрасте изображенного человека или даже о форме его бороды – русские иконы всегда следуют канону. Все детали написаны в соответствии с первыми описаниями конкретного святого, заимствованными из Византии, однако с незначительными изменениями и дополнениями русских иконописцев.

4. Гармоничная форма

Самой совершенной и гармоничной формой, несомненно, является круг. Более того, этот символ связан с Небесами. Неудивительно, что он всегда широко использовался в написании русских икон – от мандорла, предназначенного для выражения славы Христа или Матери Божьей, до круглых ореолов на иконах святых.

5. Цвета

Восточно-православная иконография полна различных цветов, каждый из которых имеет свое собственное значение. Если быть точнее, на русских иконах можно найти любой цвет, кроме серого. Это единственный цвет, который никогда не использовался в русской иконописи по простой причине: являясь смесью черного и белого (то есть зла и добра), он ассоциируется с пустотой и неопределенностью.

6. Золотистый фон

Скорее всего, вы заметили, что на многих восточно-православных иконах Христа, Богоматери и святых фон обычно золотистый. Это еще одна характерная особенность русской иконописи, которая обозначает божественное сияние. Поэтому, чтобы показать Царство Небесное во всей его красоте, фон икон окрашивают золотистым или желтым цветом.

7. Обратная перспектива

Наконец, русские иконы отличаются использованием в их написании обратной перспективы, создающей иллюзию расширяющегося пространства, как будто вы смотрите не на изображение, а в окно. Это одна из причин, почему религиозные иконы часто называют «окнами в небесный мир».

Это основные характерные черты русской иконописи. Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше об этих удивительных памятниках религиозного искусства!

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

Characteristic Features of Russian Icon Paintings

The Intercession of the Theotokos

Nowadays, Russian icons are an integral part of Russian culture, but this wasn’t always the way. The fact is that for a number of reasons, religious icon art in Russia skipped the Renaissance and almost everything that came after it. You can certainly find today modern religious icons with some traces of Art Nouveau, Classicism, Rococo, or Baroque art, but most Russian icons have always been painted in the same way they were painted centuries ago. Most likely, it is the main reason why they are different from Western ones. So what are the main characteristic features of Russian icon paintings?

1. Icon setting

Although the practice of using a metal cover to protect religious icons originated in Byzantine art, in Russia it got a special meaning. Such setting, also known as oklad or riza, has become a symbol of light and beauty of God’s world. No wonder, it is usually made of silvered or gilt metal and decorated with precious and semi-precious stones.

2. Unique stories

Eastern Orthodox iconography is distinguished by a variety of biographical icons of saints that are very popular in Russia. Moreover, many of them, like the well-known Intercession of the Theotokos, don’t have Byzantine prototypes, which makes such images truly unique.

3. Canon

Whether it comes to the color of the saint’s clothes, the age of the depicted person, or even the form of the beard – Russian icons are subject to the canon. In fact, all of the details are painted according to the first descriptions of a particular saint borrowed from Byzantium, however with minor changes and additions by Russian iconographers.

4. Harmonious form

The most perfect and harmonious form is undoubtedly circle. Moreover, this symbol is associated with the Heavens. No wonder, it has always been widely used in Russian icon paintings, from mandorlas intended to express Christ’s or the Mother of God’s glory to circular aureoles in the icons of saints.

5. Colors

Eastern Orthodox iconography is full of different colors, each with its own meaning. To be more exact, you can find every color in Russian icons, except for gray. It is the only color that is never used in painting for a simple reason – being a mixture of black and white (i.e. evil and good), it is associated with emptiness and uncertainty.

6. Golden background

Most likely, you have noticed that in many Eastern Orthodox icons of Christ, the Mother of God, and icons of saints, the background is usually golden. It is another characteristic feature of Russian icon paintings that means divine radiance. Therefore, to show the Heavenly Kingdom in all its beauty, the icon background is painted gold or yellow.

7. Inverse perspective

Last but not least, Russian icons are distinguished by the use of inverse (or reverse) perspective that creates the illusion of looking “through” the painting as if looking out a window. It is one of the reasons why religious icons are often called “windows into heaven.”

These are the main characteristic features of Russian icon paintings. Stay with us to learn more about these amazing sacred images!

Contact us

Write to us if you want to buy this product.