Икона Адама и Евы: Библейское Происхождение и Вариации

Adam And Eve Icon: Biblical Background and Variations

Икона Адама и Евы иллюстрирует тексты из Ветхого Завета, описывающие историю праотца и праматери человечества, также известных как первых в мире людей. Согласно Библии, Бог Отец создал Адама из пепла земли. Он сотворил его по своему облику, а Ева чудесным образом появилась из ребра своего мужа. Совращенная коварным змеем, пробравшимся в Рай, Ева затем убедила Адама ослушаться своего Создателя и откусить от яблока с Древа Познания, что было строго запрещено Господом. Таким образом, Адам и Ева навлекли проклятие на все человечество.

Наши предки занимают поистине уникальное место среди христианских святых, что, в свою очередь, привело к их изображению на ряде русских икон. Начнем с того, что все остальные святые, кроме Пресвятой Девы Марии, которая пришла в этот мир «чистой», родились грешными, но умерли добродетельными. Адам и Ева, напротив, были созданы невинными, не вкусившими греха, страдания и смерти, но умерли, став грешниками. Именно поэтому икона Адама и Евы в большинстве случаев изображает первых людей в период их позорного падения – это самый часто встречающийся сюжет иконографии, посвященный нашим прародителям.

Также существуют русские иконы, посвященные Воскресению Христову, на которых Спаситель выводит из ада праведников, живших до его пришествия, и первыми среди них появляются, конечно, Адам и Ева, так как их жизнь после изгнания из Эдема была богобоязненной и благочестивой.

Довольно часто икона Адама и Евы представляет собой не отдельный святой образ, а важную часть иконостаса. Они обычно изображены по обе стороны центральной иконы в ярусе Праотцев. Некоторые верующие считают сомнительным, что среди святых, верных и добродетельных людей, изображаются люди, изгнанные из Эдема за свое непослушание Богу и ввергшие человечество в плен смерти. Однако иконостас – это сакральный образ истории спасения, показывающий Адама и Еву вместе со всем происшедшим от них родом человеческим искупившими свою вину благодаря воплощению, смерти и воскрешению Сына Божия. Также не случайно, что данный шедевр русского иконописного искусства увенчан изображением креста – в нем отражено чудо победы Спасителя.

Икона Адама и Евы имеет еще одну своеобразную «вариацию» – икону Страшного Суда. На подобных священных изображениях наши предки обычно показаны стоящими на коленях перед Сыном Божьим в окружении двенадцати апостолов. Такие религиозные произведения искусства подразумевают, что Адам и Ева, в конце концов, вернулись к своему Создателю и любимому Отцу.

Photo credit: Flickr User Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

Adam and Eve Icon: Biblical Background and Variations

Adam And Eve Icon: Biblical Background and Variations

Adam and Eve icon illustrates the texts from the Old Testament, describing the history of the first people, the forefather and foremother of the mankind. According to the Bible, God the Father created Adam of the ashes of earth. He made Adam in His image, while Eve appeared miraculously from her husband’s rib. Corrupted by the insidious serpent who sneaked into Paradise, Eve then persuaded Adam to disobey their Creator and take a bite of an apple from the Tree of the Knowledge, which was strictly forbidden by the Lord. Thus, Adam and Eve brought the curse on the entire humankind.

Our ancestors have a unique place among the saints, which, certainly, led to their portrayal in many Russian icons. First of all, all saints, except the Blessed Virgin Mary who was brought to this world sinless, were born sinful but died virtuous. Adam and Eve, on the contrary, were created innocent; they were the ones who did not taste sin, suffering, and death but died after becoming sinners. That is why most examples of the Adam and Eve icon depict them at the period of their disgraceful fall – it is the most frequent plot of the iconography dedicated to our progenitors.

There are also variations of the Russian icons dedicated to the Resurrection of Christ, which depict the Savior bringing the righteous people who lived before His coming out of Hell, and the first among them are, of course, Adam and Eve because their life after the expulsion from Eden was godfearing and pious.

Often, Adam and Eve icon does not represent a separate holy image, but rather an essential part of the iconostasis. The characters are usually depicted on both sides of the central icon in the Forefathers’ tier. Some believers find it questionable that Adam and Eve, who were expelled from Paradise because of their disobedience to God and who plunged humanity into the captivity of death, are portrayed among the saints, faithful and virtuous people. However, the iconostasis is a sacred image of the history of salvation, where Adam and Eve, along with the entire human race descending from them, are shown redeemed thanks to the Incarnation, Death, and Resurrection of the Son of God. It is also no accident that this masterpiece of Russian icons art is crowned with an image of a cross, which reflects the miracle of the Savior’s victory.

The icon of the Last Judgment can also be considered a variation of the Adam and Eve icon. In this holy image, our ancestors are usually depicted kneeling before the Son of God surrounded by the Twelve Apostles. Such religious artworks imply that Adam and Eve, after all, returned to their Creator and beloved Father.

Photo credit: Flickr User Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0

Contact us

Write to us if you want to buy this product.