В Чем Разница между Иконами и Картинами?

What’s the Difference between Holy Icons and Paintings?

Иконы – это безвременное явление откровения Бога, представленное цветами, формами, линиями и другими художественными элементами. Самым важным принципом их создания является соблюдение установленных правил написания. Так, иконописец не добавляет ничего нового к иконам, которые он создает, строго следуя христианской традиции и канонам иконографии и иконометрии. В то же время картины всех типов представляют собой конкретную форму произведения искусства, созданного с использованием воображения и мировоззрения художника, сформированных под влиянием общества, семьи, образа жизни и т.д. Однако это не единственное различие между иконами и картинами. Что же собой представляют другие?

1. На религиозных иконах отсутствует время.

Религиозная икона может изображать несколько разных сцен и событий (например, жизнь святого от рождения до его смерти), которые происходят одновременно. Такая техника написания соответствует христианскому верованию о Божьем восприятии времени, которое гласит: «Для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день». Картины же в свою очередь изображают события последовательно.

2. Цвета на иконах имеют символическое значение.

Цвета, используемые в написании религиозных икон, имеют символическое значение. Например, белый цвет означает святость и божественный свет, красный означает жизнь на земле и жертву Христа, а голубой означает Царство Божие. Что касается картин, цветовая гамма тут тоже символична, но ее использование зависит от личных предпочтений художника или самой работы.

3. Православные иконы не показывают человеческих эмоций.

В отличие от картин, созданных, чтобы вызвать интенсивный эмоциональный отклик, большинство православных икон представляет собой неэмоциональные и беспристрастные образы определенных фигур и сцен. Иконописцы не пытаются выразить свою индивидуальность или передать свои внутренние чувства через работу; сопереживание и восприятие иконографических символов ощущаются только на духовном уровне.

4. Иконы пишутся с использованием обратной перспективы.

Картины создаются в соответствии с правилами прямой перспективы, что дает ощущение трехмерной глубины изображения. Иконы же, напротив, пишутся с использованием обратной перспективы, что дает ощущение входа в божественный мир, где пространство и время не имеют значения. Это также одна из причин, почему восточно-православные иконы считаются «окнами на небесный мир».

5. Иконописцы не следуют правильным пропорциям человеческого тела.

Религиозные иконы часто изображают фигуры со слишком большими глазами и удлиненными телами, пропорции которых далеки от реальных. Эта иконографическая техника используется, чтобы передать духовное изменение человеческого тела в небесном мире и показать внутреннюю красоту вместо фактической внешности изображаемой фигуры.

Как вы можете видеть, разница между иконами и картинами действительно существует. Если вы хотите больше узнать о восточно-православной иконографии, просмотрите нашу онлайн-коллекцию старинных русских икон с подробным описанием их композиций и контекста.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

What’s the Difference between Holy Icons and Paintings?

What’s the Difference between Holy Icons and Paintings?

Holy icons are a timeless phenomenon of the revelation of God, represented by colors, shapes, lines, and other elements of art. The most important principle of their creation is the adherence to the established rules of painting. Thus, the iconographer does not add anything new to religious icons, strictly following the Christian tradition and the canons of iconography and iconometry. At the same time, paintings of all types represent a specific form of artwork created with the use of the artist’s personal imagination and worldview formed under the influence of society, family, way of life, etc. However, that’s not the only difference between holy icons and paintings. What are the others?

1. There is no time in the religious icon.

A religious icon can depict several different scenes and events (for example, the life of the saint from the birth to the death) that occur at the same time. This technique corresponds to the Christian belief about God’s perception of time, which says, “With the Lord a day is like a thousand years, and a thousand years are like a day.” Paintings, on the other hand, depict events in sequence.

2. Colors in holy icons have a symbolic meaning.

Colors used in painting religious icons have a symbolic meaning. For example, white means holiness and divine light, red stands for life on earth and Christ’s sacrifice, and blue signifies the Kingdom of God. As for the paintings, the color scale is also symbolic, but its use depends on the artist’s personal preferences or the work itself.

3. Orthodox icons don’t show human emotions.

Unlike paintings that are created to force an intense emotional response, most Orthodox icons represent unemotional and dispassionate images of certain figures and scenes. Iconographers don’t try to express their personality or convey their inner feelings through work; empathy and perception of iconographic symbols are only felt on a spiritual level.

4. Holy icons are painted using reverse perspective.

Paintings are created according to the rules of direct perspective, which gives a sense of three-dimensional depth. Holy icons, by contrast, are painted using reverse or inverse perspective, which gives the sense of entering the divine world where space and time are insignificant. It is also one of the reasons why Eastern Orthodox icons are considered “windows into heaven.”

5. Iconographers don’t follow the correct proportions of the human body.

Religious icons often depict figures with too big eyes and elongated bodies, the proportions of which are far from correct. This iconographic technique is employed to convey the spiritual change of the human body in the heavenly world and to show the inner beauty instead of the physical appearance of the depicted figure.

As you can see, the difference between holy icons and paintings does exist. If you want to learn more about Eastern Orthodox iconography, browse our online collection of antique Russian icons with the detailed description of their compositions and context.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.