Одигитрия: История Создания и Описание

The Virgin Hodegetria

Русская иконопись включает в себя многочисленные «небесные» произведения искусства и подчиняется определенным правилам их создания и применения. К примеру, русский иконостас традиционно состоит из икон евангелистов, мучеников, двунадесятых праздников, ветхозаветных святых и, конечно же, икон Иисуса Христа и Божией Матери. Один из самых почитаемых иконографических типов Божией Матери называется Одигитрия. Он представляет собой образ Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом.

По преданию, святой евангелист и иконописец Лука – ученик и сподвижник Апостола Павла – создал первую икону Богородицы. Он написал портрет Богоматери еще при ее жизни по приказу Феофила Антиохийского. Также в этой иконе изначально содержалась частица ризы Божией Матери.

После этого икона Одигитрии отправилась из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Первая Одигитрия была помещена во Влахернскую церковь Богородицы. Благодаря этому событию, икона приобрела еще одно название – Влахернетисса.

Что касается происхождения самого слова «Одигитрия», то существуют три основные версии:

  • Из Влахернской церкви икона Богородицы была передана в Монастырь Панагии Одигитрии, где и хранилась в течение длительного времени. От этого монастыря и произошло название одной из самых почитаемых икон России.
  • Другая легенда гласит, что Божия Матерь предстала перед двумя слепыми мужчинами и с помощью чуда привела их к Влахернской церкви. Увидев икону святой Девы Марии, они вновь обрели зрение, а ее образ с тех пор стал именоваться Одигитрией, то есть «проводником» (греч.).
  • Третья версия гласит, что император Константин Великий благословил свою дочь Анну с помощью одной из версий этой иконы. Она выходила замуж за Владимира Великого и должна была отправиться в русские земли. Путешествие Анны было долгим и трудным, и только благодаря этому чудотворному образу она смогла добраться до своего будущего мужа.

Сегодня существует множество разновидностей этой чудотворной русской иконы, но в России особенно чтут Одигитрию Смоленскую. Помимо этого, икона Пресвятой Богородицы послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, для иконы «Неопалимая Купина». Традиционно, на иконах этого типа изображен младенец Христос в руках Мадонны. Правая рука Иисуса показана в благословляющем жесте, в то время как в левой руке Он держит книгу или свиток. Божия Матерь изображена по пояс, правой рукой указывая на Иисуса Христа как источник спасения для человечества.

Одигитрия – одна из древнейших и ценнейших икон христианства. Если вы заядлый коллекционер икон, увлекающийся предметами религиозного искусства, или нуждаетесь в квалифицированной консультации по схожим вопросам, специалисты сайта Русской Иконы с радостью предоставят вам всю необходимую информацию.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

The Virgin Hodegetria Icon: Its Creation and Description

The Virgin Hodegetria

Russian icon art includes numerous “celestial” works of art and follows certain rules regarding their creation and application. Thus, a Russian iconostasis traditionally consists of the icons of evangelists, martyrs, Twelve Great Feasts, Old Testament Saints, and, certainly, icons of Jesus Christ and the Mother of God. One of the most revered iconographic depictions of the Mother of God is the Virgin Hodegetria, which represents an image of the Blessed Virgin with Infant Jesus.

According to the legend, Luke the Evangelist – a disciple and companion of St. Paul the Apostle – created the first icon of the Virgin. He depicted Our Lady during her lifetime at the request of Theophilus of Antioch. Also, this icon originally contained a particle of the Mother of God’s riza.

Thereafter, the Virgin Hodegetria icon traveled from Antioch to Jerusalem, from where the Byzantine Empress Eudoxia moved it to Constantinople. The first Hodegetria icon was placed in the Church of St. Mary of Blachernae. This event gave origin to its other name – the Blachernitissa.

As for the origin of the word Hodegetria, there are three main versions:

  • The Virgin icon was moved from the Church of St. Mary of Blachernae to the Hodegon Monastery where it was kept for a long time. The name of one of the most venerated icons of Russia was thus derived from that location.
  • Another legend says that Our Lady appeared before two blind men and miraculously led them to the Blachernae Church. Having seen her icon, they immediately regained their sight, while the image of the Madonna since then has been referred to as the Virgin Hodegetria, meaning “immaculate guide.”
  • The third version holds that Constantine the Great blessed his daughter Anna with one of the versions of this icon. She was marrying Vladimir the Great and had to go to the Russian lands. Her journey was long and difficult, and only because of this miraculous image, Anna was able to get to her future husband.

Today, there are many variations of this wonderworking Russian icon, but in Russia, the Virgin Hodegetria of Smolensk is specifically worshiped. Besides, the Blessed Virgin icon served as a source of inspiration for other famous images of Our Lady, such as the Burning Bush icon. Traditionally, Russian icons of this type depict Infant Christ in Madonna’s hands. Jesus’ right hand is painted in a blessing gesture, while in His left hand, He often holds a book or scroll. The Mother of God is depicted half-length, with her right hand pointing to Jesus Christ as the source of salvation for humankind.

The Virgin Hodegetria is one of the oldest and the most valued icons in Christianity. If you are an avid icon collector fond of religious art pieces or need qualified advisory on the related topics, RussianIcon specialists will gladly provide you with everything you need.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.