Икона Ангела Гавриила: Вариации Образа Архангела

The Angel Gabriel Icon: Variations of the Archangel’s Image

Архангел Гавриил является крайне важным представителем небесной иерархии ангелов и занимает в ней особое место. Поэтому икона ангела Гавриила представляет собой один из самых ценных артефактов в мире. Его имя переводится как “Бог – моя сила”. Гавриил часто упоминается в христианстве, о чем свидетельствует большое количество русских икон, сюжеты которых посвящены этому архангелу. В иудаизме и исламе также находят множество упоминаний об архангеле Гаврииле, хотя в этих религиях он известен под другими именами.

Самая древняя версия иконы ангела Гавриила «Ангел Златые Власы» датируется XII веком. Первоначально это ценное произведение русского иконописного искусства было обнаружено в Румянцевском музее в Москве в 1921 году. То, как данная икона, чье авторство не установлено, появилась в музее, остается загадкой и по сей день. После реставрации эта икона Гавриила была доставлена в Государственную Третьяковскую галерею, а затем передана в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, где и хранится в настоящее время.

Согласно иконографической традиции, архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши с нимбом и крыльями. Он одет в длинную рубашку – тунику, воротник и запястья которой прошиты золотыми нитями. Цвет его туники – белый – является символом святости и чистоты архангела. Кроме того, на иконе ангела Гавриила посланник божий изображен в плаще цвета весенней травы, поскольку зеленый цвет указывает на постоянное обновление природы, а значит и всего живого.

Иногда икона ангела Гавриила изображает его одетым в дьяконские облачения. На подобных образцах русского иконописного искусства этот ангел носит орарь – длинную узкую ленту из парчи или другой цветной ткани, и стихарь – длинное парчовое одеяние с широкими, свободными рукавами. Кроме того, архангел Гавриил часто изображается рядом с другим значимым божественным персонажем – архангелом Михаилом.

Другие варианты иконы ангела Гавриила содержат следующую атрибутику и элементы облачения:

  • цветок лилии;
  • жезл или скипетр;
  • зеленая ветвь из Райского сада;
  • яшмовая зеркальная сфера;
  • зажженный фонарь;
  • ленточка с крупным драгоценным камнем в центре.

Иконы архангела Гавриила, как и любые другие русские иконы, глубоко почитаются среди поклонников античного и религиозного искусства. Если вы являетесь одним из истинных ценителей такого уникального вида живописи и хотите узнать больше об известных иконах или воспользоваться услугами реставрации и оценки, специалисты сайта Русской Иконы с радостью помогут вам.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.

The Angel Gabriel Icon: Variations of the Archangel’s Image

The Angel Gabriel Icon: Variations of the Archangel’s Image

The Archangel Gabriel is a significant heavenly figure who occupies a special place in the hierarchy of angels. That is why the Angel Gabriel icon is one of the most highly valued artifacts in the Orthodox world. His name means “God is my strength.” This angel is often mentioned in Christianity, as evidenced by a large number of Russian icons dedicated to Gabriel. There are also numerous references to the Archangel in both Judaism and Islam; however, in these religions, he is known by different names.

The most ancient Angel Gabriel icon, which is titled “The Angel with Golden Hair,” dates back to the 12th century. Initially, this valuable piece of Russian icon art was discovered in the Rumyantsev Museum in Moscow in 1921. The appearance of this work of religious art, the authorship of which has not been established, remains a mystery to this day. After its restoration, this Gabriel icon was taken to the State Tretyakov Gallery, and then transferred to the State Russian Museum in Saint Petersburg where it is kept now.

According to the iconographic tradition, the Archangel Gabriel is portrayed as a beautiful young man with a halo and wings. He is dressed in a long shirt – tunic, the collar and wrists of which are stitched with gold threads. The color of the dress is white as a symbol of holiness and purity of the angel. Additionally, a typical Angel Gabriel icon depicts the messenger of God wearing a cloak of the color of spring grass, since green stands for the constant renewal of nature, and therefore of all living beings.

Sometimes, the Archangel Gabriel icon depicts him dressed in deacon vestments. On such examples of the Russian icons art, this angel is wearing the orarion – a long narrow stole of brocade or other colored fabric, and the sticharion – a long brocade robe with wide, loose sleeves. Besides, the Archangel Gabriel is often portrayed alongside another important divine character – Saint Michael the Archangel.

Other variations of the Angel Gabriel icon include the following paraphernalia and clothing elements:

  • a Lily flower;
  • a wand or a scepter;
  • a green branch from the Garden of Eden;
  • a Jasper mirror sphere;
  • a lighted lantern;
  • a ribbon with a large gem in the center.

The Archangel Gabriel icons, as well as other Russian icons, are deeply cherished among the connoisseurs of antique and religious art. If you are one of the true appreciators of such unique kind of painting and wish to learn more about famous icons or have your own piece of religious art to be restored or assessed, Russian Icon specialists will gladly help you.

Contact us

Write to us if you want to buy this product.