Русская Икона в Латинской Америке

Русская Икона в Латинской Америке

В первую очередь необходимо отметить, что история и бытование православной иконы в латиноамериканском мире неотделимы от процесса русской эмиграции. Первые выходцы из России начали переселяться в латиноамериканские страны еще в 19 веке. Однако по-настоящему сформировали русскую диаспору в Латинской Америке три крупных миграционных волны. Первая пришлась на 1920-е годы и была связана с Октябрьской революцией и Гражданской войной. Вторая — со Второй мировой войной, после которой в Латинской Америке оказалось немало беженцев русской национальности из разоренной Европы. Третья — с распадом Советского союза. Вместе с переселенцами в латиноамериканские страны приходят и русские иконы, символы их веры и религии.

Для большой части русского населения в Латинской Америке центром общины, поддерживающим национальную и культурную идентичность, всегда оставалась церковь. Первый православный приход был открыт в Буэнос-Айресе еще в 1888 году, вскоре после установления дипломатических отношений России с Аргентинской республикой. Уже в первые годы двадцатого столетия там же был построен Свято-Троицкий храм, первая русская православная церковь в латиноамериканском мире. Ее строительство шло при финансовой поддержке императорской семьи. Интерьеры храма украсили в том числе и иконы 19 века, переданные алтарниками и прислужниками соборов Московского Кремля. В целом, уже к 1930-м в Латинской Америке насчитывалось шестнадцать православных церквей (в Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае, Уругвае). Это число значительно выросло после 1940-х годов1. Храмы украшались молельными образами из России, которые эмигранты дарили своим церквям.

Помимо православных русских, в Латинской Америке существует и другая ветвь эмиграции — старообрядцы, большое число которых обосновалось в Боливии, Бразилии, Аргентине (а также Уругвае, Чили и Парагвае) еще в двадцатых и тридцатых годах двадцатого века. Часто старообрядцы живут закрыто и обособленно — возьмем в пример одну из крупнейших общин в городе Тоборочи департамента Санта-Крус в Боливии. Тем не менее, старообрядческие культурные артефакты, которые привозили с собой эмигранты прошлого столетия, вошли в немалое количество частных собраний.

Русская икона вовлечена в контекст международных отношений, укрепляя  политические и культурные связи между латинским миром и Россией. Достаточно вспомнить Дни России в Латинской Америке 2008 года2. Икона Божией Матери Державная конца 18 века была главным символом события и проследовала по всем 10 городам, включенным в программу — от Гаваны до Асунсьона3. Надо сказать, что русская икона в Латинской Америке вовсе не является «вещью в себе», неким предметом культа, предназначенным лишь для поклонения ей русской общины. Наоборот, эта живопись активно внедряется в окружающее ее культурное пространство, подстраивается под него и одновременно его трансформирует.

В связи с этим отметим, что, оказавшись в Латинской Америке, православная иконопись стала частью удивительного, синкретического мира образов и верований, где испокон веков причудливо смешивались различные культуры, в частности, доколумбовые религии с католицизмом. Ярчайший пример — Дева Мария Гваделупская, которую многие в Мексике продолжают ассоциировать с Тонанцин, ацтекской богиней, матерью всего сущего. Так, например, влияние русской иконографии на местную традицию проявляется в большой популярности образа Святой Троицы Андрея Рублева, перенятого и католическим искусством. Высоко ценятся и широко распространены иконографии Христа Пантократора и Богородицы Владимирской. В настоящее время они уже полностью интегрированы в местную культуру. В качестве примера можно привести бенедиктинское аббатство в Тепеяке, место явления Богородицы Гваделупской, в котором видное место занимает образ Святой Троицы.

Словарь канонических образов Латинской Америки пополнялся языком православной иконы и благодаря отдельным творческим индивидуальностям. Так, русская и латиноамериканская традиции культовых изображений тесно переплетены в работах художницы Татьяны Попович. Начиная с середины 1980-х годов Попович начала проводить в Мексике выставки созданных ей икон и фресок. После первых выставок к ней начали поступать заказы на росписи в университетах, отелях, ресторанах и культовых постройках. Несколько лет назад Татьяне Попович представилась возможность расписать две католические церкви в Тепостлане, Мексика (штат Морелос) — храмы Архангела Михаила и Апостола Сантьяго Тепетлапа. Первый декорирован фреской с изображением четырех архангелов, вдохновленным Архангелом Михаилом Андрея Рублева. Во второй церкви образы Христа Вседержителя и четырех евангелистов прямо отсылают к русской иконографии.

Творчество Попович, безусловно, внесло свой вклад в широкое признание русской иконы в Мексике, распространение православных священных образов среди самых разных слоев населения. Линию диалога культур поддерживают и многие выставки русских икон, например, экспозиция 2017 года «Окна в небо» в Музее дель Кармен Альто в Кито, Эквадор устанавливала диалог между русскими иконами, привезенными из Музея русской иконы в Клинтоне, и искусством кармелитов из собрания музея.

Выставки, которые прошли в Латинской Америке в последние десятилетия, во многом послужили формированию знаний о русской иконе и росту интереса к древнерусскому искусству. Здесь стоит начать с двух важнейших экспозиций 2000-х. Первая — это «Иконы России» в Культурном центре Реколета в Буэнос-Айресе (2000) экспонаты для которой были привезены из Культурно-исторического музея Московского Кремля. Вторая выставка, «500 лет русскому искусству», состояла из 53 работ, охватывающих иконопись России от ее истоков до XIX века, предоставленных Государственной Третьяковской галереей. Важно упомянуть и такие экспозиции, как «Сокровища Русского мира» в Музее современного искусства в Толуке, Мексика (2011), «Иконы Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви» в павильоне изящных искусств Католического университета Аргентины в Буэнос-Айресе (2012), «Святые лики» в Католическом университете Аргентины в Паране (2019), «Сокровища Российской империи» в музее «Телеграф» города Мехико (2019) и многие другие. Из совсем недавних проектов — «Святые лики» в Зале культуры на площади Лас-Колониас в городе Серрито (департамент Парана в Аргентине). Большинство этих выставок было организовано при участии Русской православной церкви и русских посольств.

Большую роль в популяризации русской иконы в латинском мире традиционно играют коллекционеры. Приведем в пример супружескую пару русского происхождения, Паулу и Николаса фон Кёнигсбергов. Информации об их прошлом немного, но известно, что в 1939 году они переехали в Нью-Йорк, где 15 лет управляли галереей под названием Лё Пассé (Le Passé). У Кёнигсбергов также был офис в Мехико, благодаря которому они установили связь с арт-дилерами со всей Южной Америки. Пара прибыла в Аргентину в 1943 году и открыла галерею на Авенида Фигероа Алькорта. Несмотря на вопросы вокруг провенанса произведений, коллекция Кёнигсбергов была основным материалом для крупных экспозиций древнерусского искусства в Национальном музее изящных искусств, Музее испаноамериканского искусства и Национальном музее декоративного искусства в Буэнос Айресе в 1945, 1961 и 1970 годах4.

Вероятно, самая известная в латиноамериканском мире частная коллекция православной иконы принадлежала Марии Лорето Марин Эстевес. Она формировалась с 1960 года из произведений иконописи и  декоративно-прикладного искусства, которые Эстевес приобретала в религиозных общинах и у частных предпринимателей Эквадора, Перу, Чили и других латиноамериканских стран, а также в США и Европе. В 2010 году Эстевес передала в дар свою коллекцию Университету де Лос Андес, в котором на основе собрания был открыт Музей искусств. Событие вылилось в масштабный образовательный и исследовательский проект: при университете была устроена реставрационная мастерская, занимавшаяся изучением и консервацией произведений из собрания, была проведена его каталогизация. Музей искусств Университета де Лос Андес стал точкой пересечения двух культурных вселенных и, опять же, местом для проведения параллелей между русской и местной культурой —то есть православной иконописью и искусством Андского юга в период вице-королевства, составляющим другую часть постоянной экспозиции.

Несмотря на довольно активную «выставочную жизнь» русской иконы, в музейных коллекциях Латинской Америки она пока что встречается редко. Помимо Чили, русская иконопись представлена, среди прочих, в уже упоминавшемся ранее Музее дель Кармен Альто (Кито, Эквадор) и Национальном музее изящных искусств в Гаване, Куба. Кстати, в последнем в 2015 году открылся первый в Латинской Америке виртуальный филиал Русского музея, в котором, как известно, находится одно из крупнейших в мире собраний русской иконы. Благодаря этому посетители дистанционно могут ознакомиться со всем богатством русской иконописной традиции. В планах было и учреждение реального филиала — если оно состоится, это станет большим шагом на пути, который еще предстоит пройти русской иконе в латиноамериканском мире.

 

1Всего в Латинской Америке еще около десяти лет назад насчитывалось уже 30 храмов русской православной церкви и 50 русских православных приходов — помимо названных выше стран, крупные русские общины и православные храмы находятся в Колумбии, Мексике, Венесуэле, Боливии, Перу, Эквадоре и на Кубе

2Во многом событие было организовано, чтобы отметить объединение Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) после подписания Акта о каноническом общении в 2007 году.

3Полный список городов: (Гавана (Куба), Сан-Хосе (Коста-Рика), Каракас (Венесуэла), Рио-де-Жанейро (Бразилиа), Сан-Паулу (Бразилия), Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата (Аргентина), Сантьяго (Чили) и Асунсьон (Парагвай)

4 1) Exposición de obras maestras colección P. de Koenigsberg, (1945), Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires

2) Exposición de arte ruso antiguo, (1961), Museo de Arte Hispanoamericano, Buenos Aires

3) Iconos rusos, colección Paula von Koenigsberg (1970), Museo Nacional de Arte Decorativo, Buenos Aires

Мы покупаем иконы и антиквариат

Сайт Русской Иконы всегда стремится приобрести подлинные старинные русские иконы и религиозные артефакты, созданные в XIX веке и ранее. Мы заинтересованы во всех видах реликвий и иконах качественной ручной работы. Наша команда профессиональных экспертов имеет широкий спектр знаний в различных областях, связанных с восточно-православными иконами, и в состоянии справиться с покупкой даже самой ценной коллекции. Кроме того, мы предлагаем точные, честные оценки как для целых коллекций религиозных икон, так и для отдельных экземпляров. Другими словами, независимо от того, хотите ли вы продать одну старинную икону или полную коллекцию, вы находитесь в правильном месте! Просто дайте нам знать, и мы с готовностью рассмотрим покупку вашей православной иконы или религиозного артефакта. Мы будем рады сотрудничать с вами, предоставляя при этом непревзойденное индивидуальное обслуживание. Мы верим в то, что не существует слишком больших коллекций старинных икон!

Russian Icon in Latin America

Russian Icon in Latin America

First of all, it should be noted that the history and presence of the Orthodox icon in the Latin American world are strongly associated with the process of the Russian emigration. The first Russians started migrating to Latin American countries as early as the 19th century. However, the Russian diaspora in Latin America was largely formed by three major migration waves. The first took place in the 1920s and was caused by the October Revolution and the Civil War. The second one was caused by World War II, which brought many Russian refugees from devastated Europe to Latin America. The third wave occurred with the collapse of the Soviet Union. All these migrants brought with them to Latin American countries Russian icons, the symbols of their faith and religion.

For many Russians in Latin America, the church has always been the center of the community, supporting their national and cultural identity. The first Orthodox parish was opened in Buenos Aires in 1888 soon after establishing diplomatic relations between Russia and the Argentine Republic. In the early 20th century, the Holy Trinity Cathedral, the first Russian Orthodox Church in the Latin American world, was also built there. The imperial family funded its construction. The cathedral’s interiors were decorated with 19th-century icons donated by acolytes and servants of the Moscow Kremlin cathedrals. By the 1930s, there were sixteen Orthodox churches in Latin America (Argentina, Brazil, Chile, Paraguay, and Uruguay). The number increased significantly after the 1940s1. The churches were adorned with Russian prayer images given by the emigrants.

Apart from Orthodox Russians, there is another emigration branch in Latin America called Old Believers. Many of them settled in Bolivia, Brazil, and Argentina (as well as in Uruguay, Chile, and Paraguay) in the 1920-1930s. Old Believers usually have secluded and isolated communities, such as the largest one in the city of Toboroci in the Santa Cruz Department in Bolivia. Nevertheless, Old Believers’ cultural artifacts brought by the emigrants in the last century have become part of many private collections.

The Russian icon is part of international relations, strengthening political and cultural links between the Latin world and Russia. It is enough to recall the Russian Days in Latin America in 20082. The Reigning icon of the Mother of God dating back to the late 18th century was the main symbol of the celebration. It traveled through all ten cities of the program, from Havana to Asunción3. However, the Russian icon in Latin America is not a thing-in-itself or a cult object meant to be used by the Russian community only. On the contrary, icon painting is deeply penetrating the cultural space surrounding it, adapting and transforming it simultaneously.

In this connection, it should be noted that being in Latin America, Orthodox iconography has become part of a wonderful, syncretic world of images and beliefs. For centuries, this world has fancifully blended different cultures, in particular pre-Columbian religions and Catholicism. The most striking example is the Virgin Mary of Guadalupe, which is associated in Mexico with Tonantzin, the Aztec goddess and Earth mother. For instance, the influence of Russian iconography on the local tradition can be seen in the great popularity of Andrei Rublev’s image of the Holy Trinity, which has also been adopted by Catholic art. The iconography of Christ Pantocrator and the Virgin of Vladimir is highly valued and widespread. Currently, it is fully integrated into the local culture. A good example is a Benedictine abbey in Tepeyac, the place of the appearance of Our Lady of Guadalupe, where the image of the Holy Trinity plays a prominent role.

The vocabulary of Latin American canonical images was also enriched by the language of the Orthodox icon and due to certain creative individuals. For example, the Russian and Latin American traditions of iconic images are closely intertwined in the artworks of Tatiana Popovich. In the middle of the 1980s, Popovich began to exhibit her icons and frescoes in Mexico. Following her first shows, she received commissions for murals in universities, hotels, restaurants, and religious buildings. A few years ago, Tatiana Popovich had the opportunity to paint two Catholic churches in Tepoztlán, Mexico (Morelos State) – the churches of the Archangel Michael and the Apostle Santiago Tepetlapa. The former is decorated with a fresco depicting the four archangels inspired by Andrei Rublev’s Archangel Michael. In the second church, the images of Christ Almighty and the four evangelists refer directly to Russian iconography.

Popovich’s art has contributed to the widespread recognition of Russian icons in Mexico and the promotion of Orthodox sacred images among a wide variety of populations. Many Russian icon shows also contribute to establishing a dialogue between the cultures, for example, the 2017 exhibition “Windows in the Sky” at the Museo del Carmen Alto in Quito, Ecuador, maintained a dialogue between Russian icons from the Museum of Russian Icons in Clinton and Carmelite art from the Museum’s collection.

The exhibitions held in Latin America in recent decades greatly contributed to the knowledge of Russian icons and the growing interest in Old Russian art. It is worth beginning with two extremely important exhibitions of the 2000s. The first was “Icons of Russia” at the Recoleta Cultural Center in Buenos Aires (2000), with artworks from the Moscow Kremlin Museums. The second exhibition, “500 Years of Russian Art,” featured 53 pieces from the State Tretyakov Gallery, covering Russian iconography from its origins to the 19th century. It is also worth mentioning such exhibitions as “Treasures of the Russian World” at the Museum of Modern Art in Toluca, Mexico, (2011), “Icons of the Mother of God of the Russian Orthodox Church” at the Pavilion of Fine Arts at the Catholic University of Argentina in Buenos Aires (2012), “Holy Images” at the Catholic University of Argentina in Parana (2019), “Treasures of the Russian Empire” at the Telegraph Museum in Mexico City (2019), and many others. Among the latest projects is “Holy Images” held at the Las Colonias Cultural Hall in Cerrito, Argentina’s Paraná department. Most of these exhibitions were organized in cooperation with the Russian Orthodox Church and Russian embassies.

Traditionally, collectors play a major role in the popularization of Russian icons in the Latin world. Let’s take an example of a married couple of Russian descent, Paula and Nicholas von Koenigsberg. There is little information about their past, but it is known that in 1939, they moved to New York where they ran a gallery called Le Passé for 15 years. The Koenigsbergs also had an office in Mexico City, through which they established a connection with art dealers from all over South America. The couple arrived in Argentina in 1943 and opened a gallery on Avenida Figueroa Alcorta. Despite provenance issues surrounding the works, the Koenigsberg collection served as the primary material for major exhibitions of ancient Russian art at the National Museum of Fine Arts, the Museum of Spanish American Art, and the National Museum of Decorative Arts in Buenos Aires in 1945, 1961, and 19704.

Probably, the most famous private collection of Orthodox icons in the Latin American world belonged to María Loreto Marín Estévez. Starting from 1060, it was formed from icons and applied art pieces acquired by Estévez at religious communities and private businesses in Ecuador, Peru, Chile, and other Latin American countries, as well as the U.S. and Europe. In 2010, Estévez donated her collection to the Universidad de Los Andes, where it was transformed into an art museum. This event turned into a major educational and research project. The University set up a restoration workshop to study, conserve, and catalog the works in the collection. The Art Museum of the Universidad de Los Andes has become a meeting point of two cultural universes and a place to draw parallels between Russian and local culture – Orthodox iconography and the Andean southern art of the Viceroyalty period, which forms another part of the permanent exhibition.

Despite the dynamic “exhibition life” of Russian icons, they are still rarely found in Latin American museum collections. Besides Chile, Russian iconography is represented at the Museo del Carmen Alto (Quito, Ecuador) and the National Museum of Fine Arts in Havana, Cuba, mentioned above. In 2015, the latter opened the first virtual branch of the Russian Museum in Latin America. It is known to have one of the largest collections of Russian icons in the world. As a result, visitors can remotely experience the treasures of the Russian iconographic tradition. The plans also included the establishment of a real branch. If they are implemented, it will be a major step along the journey that the Russian iconography has yet to make in the Latin American world.

 

1A decade ago, there were already 30 Russian Orthodox churches and 50 Russian Orthodox parishes in Latin America. In addition to the countries mentioned above, there are large Russian communities and Russian Orthodox churches in Colombia, Mexico, Venezuela, Bolivia, Peru, Ecuador, and Cuba.

2The event was largely organized to celebrate the unification of the Russian Orthodox Church (ROC) and the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) after the signing of the Act of Canonical Communion in 2007.

3The full list of cities: Havana (Cuba), San Jose (Costa Rica), Caracas (Venezuela), Rio de Janeiro (Brazil), São Paulo (Brazil), Buenos Aires, Mar del Plata (Argentina), Santiago (Chile), and Asunción (Paraguay)

4 1) Exposición de obras maestras colección P. de Koenigsberg, (1945), Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires

2) Exposición de arte ruso antiguo, (1961), Museo de Arte Hispanoamericano, Buenos Aires

3) Iconos rusos, colección Paula von Koenigsberg (1970), Museo Nacional de Arte Decorativo, Buenos Aires

We Buy Icons and Antiques

Russian Icon is always looking to purchase authentic antique Russian icons and religious artifacts created in the 19th century or earlier. We are interested in all types of quality hand-painted icons and relics. Our team of professional experts has a wide range of knowledge in a variety of areas related to Eastern Orthodox Church icons and is able to handle the purchase of even the most valuable collection. Moreover, Russian Icon offers accurate, honest financial appraisals for all possible religious icon collections, ranging from full estates to single items. In other words, if you are looking to sell your antique icon or a whole collection, you are in the right place! Just let us know, and we will give you the true value of your Orthodox icon or religious artifact. We will be happy to handle any of your selling needs while providing an unrivaled personal service. At Russian Icon, we believe that no antique icon collection is too large!